Итоговый диктант «Березовый лес»

Березовый лес. Листья вверху. Листья внизу. Они светят и утром, и днем, и в потемках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно еще бодрит. Хорошо под его лучами!

На склоне старого леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай!

Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. Над речкой в зарослях острой травы раздается испуганный всплеск. Вот над березовой рощей взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они поднимаются в глубину сквозного синего неба. Улетают на целую осень. На целую зиму. До свидания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке. Объём слов: 110

По С. Багрову
Грамматические задания (на выбор учащихся):
  1. С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое - текст?
    - какую роль в тексте играют слова с переносным значением?
    - с помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
    - докажите, что этот текст является не описанием, а повествованием;
    - какова роль эпитета в этом тексте?
  2. Графически объясните орфограммы в словах этого текста, схемами - знаки препинания;
    - выполните синтаксический разбор выделенного предложения;
    морфологический разбор слов: в шляпках, березовой (рощей);
    фонетический разбор слова осень.