Итоговый диктант «Березовый лес»
Березовый лес. Листья вверху. Листья внизу. Они светят и утром, и днем, и в потемках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно еще бодрит. Хорошо под его лучами!
На склоне старого леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай!
Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. Над речкой в зарослях острой травы раздается испуганный всплеск. Вот над березовой рощей взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они поднимаются в глубину сквозного синего неба. Улетают на целую осень. На целую зиму. До свидания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке. Объём слов: 110
По С. БагровуГрамматические задания (на выбор учащихся):
- С помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое - текст?
- какую роль в тексте играют слова с переносным значением?
- с помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?
- докажите, что этот текст является не описанием, а повествованием;
- какова роль эпитета в этом тексте?- Графически объясните орфограммы в словах этого текста, схемами - знаки препинания;
- выполните синтаксический разбор выделенного предложения;
морфологический разбор слов: в шляпках, березовой (рощей);
фонетический разбор слова осень.